ЗИЛ 4972 "Штабной"
Представленный в данном проекте КБ Смирнова редчайший грузовой всепроходимый автомобиль был найден в городе Владимире.
Согласно замыслу заказчика ему предстояло преобразиться довольно кардинально как внешне, так и внутренне. Также, в дополнение к основному, так называемому «штабному» автомобилю, был найден автомобиль технического сопровождения с однорядной, двухдверной кабиной.
Вездеход был в комплектном состоянии, пригодном для проведения всего комплекса работ. Изначально нами были произведены все регламентные работы по техническому обслуживанию основных узлов и агрегатов. Была проведена тщательная диагностика с последующей заменой и ремонтом. Двигатель и подвергся тщательной ревизии с предварительной разборкой. ТНВД был перебран и настроен специалистами на стенде. Все редуктора были вскрыты и обслужены. Вся электропроводка и электрооборудования прошла через руки лучших специалистов нашего КБ, которые действительно являются мастерами своего дела.
Было заказано, изготовлено, сконструировано, смонтировано большое количество дополнительного оборудования и вспомогательных устройств и агрегатов. Так согласно техническому заданию, штатный кунг был заменен на усиленный, утепленный, заказанный по нашим чертежам и изготовленный на специализированном предприятии в Рязани. Кабина грузового экспедиционного внедорожника была бронирована. В комплекс по бронированию вошли:
— установка бронестекол кабины;
— монтаж бронелистов и изготовление бойниц в дверях кабины;
— установка бронепластин по периметру дверных проемов.
Внутреннее убранство кабины и жилого отсека также подверглось значительным доработкам.
Так кабина автомобиля после полной пескоструйной обработки и последующей окраски получила дополнительную шумо- и теплоизоляцию, а также была полностью перетянута современными материалами, включающими как натуральную кожу наивысшего качества, так и её аналоги, применяемые на катерах и яхтах премиум-сегмента, художественно декорированными дополнительными элементами, имитирующими драгоценные металлы и имеющие декоративную отстрочку золотистого оттенка. На полу кабины расположились эксклюзивные велюровые ковры, изготовленные нами. Штатные сиденья были заменены на комфортные кресла от американского внедорожника Hammer, перешитые натуральной кожей в соответствии с общей концепцией интерьера и с сохранением штатных электрических регулировок в количестве четырех штук. Торпедо было также перетянуто кожей, на котором была нами установлена интегрированная мультимедийная система с навигацией и дополнительными элементами акустики, на которую выводятся изображения с камер. Там размещен дисплей парктроника, дополнительная панель управления внутренним и внешним освещением, управление автономным подогревом и тангета рации. Смонтирована система «вежливой» подсветки янтарного цвета и подсветки щитка приборов, а также органов управления. На крыше кабины установлен люк с вентилятором и термостатом. Двери кабины получили силовые подлокотники, упрощающие посадку водителя и пассажиров в кабину грузовика, посадочные места в которой располагаются на высоте более двух метров. Для дополнительного комфорта путешественников и облегчения запуска двигателя при экстремальных температурах установлена система обогрева.
Для удобства пассажиров при перемещении из кабины в жилой модуль был организован закрывающийся переход.
Модуль для комфортного размещения от четырех до восьми человек, располагающийся через переход за четырехместной кабиной автомобиля, оборудован трансформирующимися в спальные места сиденьями. За зоной отдыха организовано рабочее место специалистов, со столами, ящиками и шкафами уникальной конструкции разработки КБ Смирнова, позволяющие видоизменять назначение пространства в зависимости от задач как связанных с жизнеобеспечением экипажа экспедиционного автомобиля, так и с рабочими моментами в поездке. При этом удалось разместить и интегрировать внутри модуля дополнительный бак из нержавеющей стали для запаса питьевой воды объемом 400 литров и дополнительный блок специальных аккумуляторов, являющихся частью общей системы независимого энергообеспечения отсека. Это позволяет вне зависимости от времени года и местонахождения путешественников не испытывать дискомфорта по поводу отсутствия горячей воды и электричества 220в.
Определенная сложность проекта заключалась в том, что необходимо было совместить довольно сложно сочетающиеся вещи – комфорт и функциональность экспедиционного жилого отсека с первоклассной роскошью и эксклюзивностью каюты бронированного океанского лайнера.
В кунг была интегрирована климатическая установка Webasto, которая поддерживает заданную температуру в нем и она же отвечает за подогрев запаса воды.
На потолке жилого модуля разместился люк с вентилятором и термодатчиком, дающие возможность поддерживать комфортную температуру в автоматическом режиме. На стене модуля расположен изогнутый ЖК-дисплей последнего поколения, который передает высококачественное изображение с 7-ми антивандальных камер наружного наблюдения, расположенных по периметру внедорожника и информирует участников экспедиции об обстановке вокруг грузовика, как в дневное, так и в ночное время, а во время отдыха дает возможность скоротать время за просмотром любимых фильмов и передач. Удовольствие от просмотра может быть подкреплено охлажденными напитками из имеющегося холодильно-морозильного шкафа, также как и остальные шкафы и ящики запирающегося на замок с ключом особой конструкции в виде мальтийского креста. Салон освещается светодиодными светильниками обрамленными решетками стилизованными под иллюминаторы с возможностью диммирования.
Стены кунга декорированы листами металла золотого цвета, художественно обрамленные переплетением кожаных ремешков в сочетании с имитацией пиковки золотистыми мебельными гвоздями производства Германии.
Пол салона устлан велюровым ковром, заканчивающимся у входа в жилой отсек, за дверью которого вмонтирована откидная лестница с автоматической подсветкой. Замок входной двери также оборудован механизмом, отпирающимся ключом в виде мальтийского креста.
Экстерьер ЗИЛ-4972 также подвергся существенной доработке. Автомобиль получил эксклюзивную авторскую камуфляжную окраску, выполненную с использованием высокопрочной краски «Раптор», минимизирующую повреждения ЛКП при соприкосновении с ветками деревьев в лесу. Для дополнительной защиты от них в фронтальной части автомобиля установлены веткоотсекатели. Головная оптика защищена светомаскировочными накладками и решетками. Передняя лебедка доукомплектована полиспастами. Штатные противотуманные фонари заменены на светодиодные. Фары-искатели на крыше, управляемые из кабины, также заменены на аналогичные светодиодные. Изготовлен и установлен на крыше кабины силовой багажник, на котором смонтированы дополнительные камеры обзора бокового пространства и светодиодные балки. На боковинах и в задней части кунга размещены светодиодные габаритные огни. Также были изготовлены выдвигающиеся остановочные фонари, механизмы раскладывания которых закреплены в верхней части кунга. Изготовлен задний силовой бампер с вмонтированными в него влагозащищенными фонарями стоп-сигналов, габаритов и заднего хода и врезаны датчики парковочного радара. Спроектирована и расположена рядом с кронштейном запасного колеса оригинальной конструкции лестница для подъема на крышу. Верхняя часть крыши дополнительно доработана и оборудована для перевозки грузов и оснащена креплениями для перевозимого экспедиционного оборудования.
Был симметрично разведен выхлоп. Были изготовлены металлические подкрылки прямоугольных форм для средних и задних колес грузовика. Организована сплошная защита днища, повышающая геометрическую проходимость грузовика.
Между силовым бампером и задней колесной нишей были организованы дополнительные закрывающиеся места хранения инвентаря, а в средней части были изготовлены и размещены два дополнительных топливных бака общей емкостью 360 литров. Для придания вездеходу неповторимого силуэта нами был спроектирован и установлен аэродинамический обтекатель задней части кабины.
Без ложной скромности можно сказать, что десятитонный грузовик был нами разобран буквально до последнего винтика и собран заново согласно технической документации завода имени Лихачева, на страницах которой нам оставили пожелания успехов главные конструктора, водители-испытатели, слесари-сборщики, технологи, с которыми нам посчастливилось встретиться в процессе работы над этим интереснейшим проектом, объединившем талантливейших специалистов в разных областях автомобилестроения.
На данный момент в КБ Смирнова находятся на хранении автомобили проекта «ЗИЛ Синяя Птица» как прошедшие глубокую модернизацию, так и законсервированные для последующих проектов, для воплощения самых смелых замыслов заказчика.